Кресла для домашнего интерьера: хорошо сидим

Кресла для домашнего интерьера: хорошо сидим

Одно из самых простых удовольствий в жизни, которое особенно ценится в конце дня, наполненного суетой, огромным количеством завершённых и незавершённых дел, контактами полезными и бесполезными – сесть, закрыть глаза и расслабиться на некоторое время в ограниченном индивидуальном пространстве. Диван? Предназначен для коллективного использования, любой из домочадцев может подсесть в любую минуту и разрушить сладостное погружение в состояние покоя и блаженства. Другое дело – кресло, самый подходящий предмет мебели, который может организовать уютную зону отдыха в любой из комнат – гостиной, спальне, кабинете, детской, на открытой террасе.

Кресло как сидение, рассчитанное на одного человека, снабжённое спинкой и подлокотниками, – изобретение древнее. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на изображения фараонов из египетских пирамид. Древнеегипетским мастерам надлежало создавать монументальные произведения (до обязательной эргономичности ещё многие тысячелетия впереди!), где главной задачей было произвести впечатление, подавить величием деталей из дерева дорогой породы, слоновой кости, резными украшениями, драгоценными инкрустациями (элементарные удобства несчастного фараона, вынужденного рабочий день проводить на роскошном троне, в расчёт не принимались). Поэтому, заказав для оформления современного интерьера совсем уже древне-ретро стильное кресло, можно использовать его только в качестве элемента декора (хотя это тоже функция!).

Перелистывая иллюстрированные страницы истории, убеждаемся, что в эпоху античных Греции и Рима, небольшой шаг в сторону эргономики был сделан в виде звериных шкур, смягчающих жёсткость сиденья.

Жилища викингов, средневековые замки обставлялись тяжеловесной деревянной мебелью, среди которой кресло было прерогативой властной элиты (в качестве трона для правителя).

Настоящее рождение кресла как жанра мебельного дизайна относится к временам блестящих дворов французских королей и аристократов. Деревянный каркас обзавёлся обивкой из дорогой ткани (китайский шёлк, бархат, гобелен), для мягкости стали использовать подушки с наполнителями из пуха. Спинка, подлокотники и ножки стали больше походить на предметы прикладного искусства. Средневековые ремесленные цеха соперничали друг с другом в производстве роскошных предметов обстановки, а современные европейские фабрики мебели относят появление своих традиций к свободным объединениям ремесленников-краснодеревщиков.

ХХ век, особенно его середину, можно смело назвать «золотым веком» промышленного дизайна, когда было предложено великое множество уникальных и великолепных разработок, не потерявших своей актуальности в настоящее время, о чём свидетельствуют многочисленные ремейки предметов обстановки и повторное вхождение в моду образцов от лучших авторов.

Понятие эргономики оформилось как направление промышленного дизайна в середине прошлого века и стало неотъемлемым стандартом при проектировании мебели, в том числе и кресел. Суть эргономического подхода можно выразить коротко – соответствие любого предмета обстановки анатомическим особенностям человеческого тела для создания максимального комфорта (во время работы и отдыха) и сохранения здоровья. При этом эстетическая привлекательность сочетается с функциональностью и рационализмом.

В наши дни по всем континентам – европейскому, американскому и азиатскому – появилась целая плеяда талантливых молодых дизайнеров, разрушающих традиции и стереотипы и создающих новую эстетику мебельного дизайна будущего. В быт входят модульные кресла-трансформеры, многофункциональные кресла со встроенными полками, столиками, светильниками и прочими аксессуарами.

Плетёные кресла из ротанга

Плетёные кресла из ротанга использованы дизайнером Харольдом Лейднером
для своего проекта Whimsical Rooftop Garden – великолепного причудливого сада,
расположенного на крыше высотного здания в Далласе (США)

Материалом для обивки служат натуральные износостойкие ткани – новозеландская шерсть, кашемир, хлопок,  лён, кожа Плетёные кресла из ротанга, синтетика, а также в буквальном смысле связанные вручную.

Популярная техника нанесения рисунка на ткани – принт – нашла своё применение и в дизайне кресел, придавая образу законченность и индивидуальность.

Принято считать, что для создания совершенного интерьера достаточно использования двух факторов – свободное пространство и правильное сочетание цветов. Цветовые решения обивки кресел позволяют создавать яркие акценты или контрасты с другими предметами обстановки.

Стилевая классификация совпадает с основными художественными направлениями – классика  (барокко, ампир, рококо), конструктивизм, рустик, прованс, хай-тек, с характерными чертами, присущими каждому из них. В моде стилизация под определённый образ.

Деревянные кресла в стиле рустик

 Деревянные кресла в стиле рустик (в переводе означает простой, грубый)
изготавливаются, как правило, из натуральной древесины.
Нарочито простые формы компенсируются за счёт тщательной обработки
инновационными и экологическими лаками, придающими мебели живописный вид.
Деревенский стиль – ещё одно название направления.
Мягкое большое кресло с тканевой обивкой, стилизованной под домотканое полотно
для тех, кто не любит жёстких сидений

Использование в интерьере кресел различной конструкции

 Использование в интерьере кресел различной конструкции,
стиля, цветового решения обивки характерно для направления фьюжн.
Это своего рода фристайл в способе оформления интерьера –
чем больше разнородных вещей, тем колоритнее «смесь».
Но при этом создаётся парадоксальная атмосфера гармонии и очарования

Существует классификация кресел, связанная с конструктивными особенностями: кресло-ванна, крылатое кресло, кресло-кровать и т.д.

Кресло-ванна

Кресло-ванна обладает оригинальной конструкцией:
низкая спинка плавно переходит в подлокотники, ножки спрятаны глубоко под сиденье,
может быть использована текстильная или кожаная обивка

Классическое крылатое кресло

Классическое крылатое кресло опирается на витые передние ножки,
обладает высокой спинкой и загнутыми подлокотниками.
Пуговицы-кнопки в тканевой оболочке, глубоко зафиксированные на поверхности обивки,
служат декоративными элементами

Особая группа мебели получила название дизайнерской и отражает дух времени через преломление индивидуального восприятия и самовыражения отдельного дизайнера. Это направление на сегодняшний день – самое востребованное и интересное. Возвращаются имена лучших разработчиков прошлого века, которые сгенерировали столько интереснейших идей и конструкций, предвосхитивших многие тенденции века нынешнего, и которых хватит ещё на многие поколения дизайнеров интерьеров.

Например, в 1968 г. известный финский дизайнер Ээро Аарнио создал кресло-шар из прозрачного акрила, которое подвешивалось к потолку, так как, по мнению дизайнера, любая ножка повредила бы впечатлению лёгкости и воздушности «мыльного пузыря». Модель перевернула представления о том, как должно выглядеть кресло.

Ээро Аарнио

Мне захотелось, чтобы в внутрь шара со все сторон проникал свет

Ээро Аарнио Финнский дизайнер 1932 г.р.

Алвар Аалто создавал великолепные эргономичные кресла. Особенно интересны конструкции из излюбленного материала Мастера – гнутой фанеры.

Алвар Аалто

Вы можете и должны воспарять, но при этом все-таки хотя бы одной ногой или большим ее пальцем стоять на земле.

Алвар АалтоАлвар Хуго Хенрик Аалто (1898–1976), финский архитектор, проектировщик мебели, скульптор, живописец

Обивка кресла – принт с рисунком зебра

Обивка кресла – принт с рисунком зебра.
Кресла от Алвара Аалто использованы дизайнером Кристен Риволи
для оформления гостиной в стиле модерн

Школы французского и датского дизайна экспериментировали с традиционными и инновационными стилями, техниками и материалами в создании мебели. Два направления не соперничали, а взаимно дополняли друг друга.

Жан Пруве

То, что не может быть изготовлено, спроектировано не будет

Жан ПрувеЖан Пруве (1901–1984) французский архитектор и дизайнер. Один из самых талантливых конструкторов XX века.
Ханс Вегнер
Ханс Вегнер Ханс Йоргенсен Вегнер (1914–2007) всемирно известный датский дизайнер, разработал более 500 моделей стульев и кресел. Его работы отличаются органической функциональностью. Дизайнеры разных стран включают культовые образцы в оформление современных интерьеров

Современный интерьер с дизайнерскими креслами

Современный интерьер с дизайнерскими креслами от Жана Пруве (Модель 1951 г.)
и Ханса Вегнера (Созданное им кресло Папа Медведь (Papa Bear Chair) в 1951 г.
существует во множестве модификаций и ремейках

Мило Боман превозносил положительные преимущества хорошего дизайна на жизнь человека.  Его проекты были дальновидными и необычными, но неприхотливыми и доступными по цене.

Мило Боман

Структурированная среда должна предложить значительные социальные и эмоциональные преимущества, она не может просто хорошо выглядеть. При обсуждении важности окружающей среды, мы обсуждаем в первую очередь качество и важность человеческой жизни

Мило Боман Мило Боман (1923–2003) – известный американский дизайнер,

Кресло с оттоманкой от Мило Бомана

Кресло с оттоманкой от Мило Бомана с каркасом из нержавеющей стали,
исполненное в цвете киви, дополняет меблировку домашнего кабинета в стиле модерн.
Изделие было разработано в 1987 г. и названо Boldido

Чарльз и Рей Имз внесли огромный вклад в развитие промышленного дизайна ХХ в. Их кресла из формованного пластика стали знаковыми образцами индустриального стиля, представлены в постоянных экспозициях европейских и американских музеев современного искусства.

Чарльз и Рей Имз

Дизайн – это план группировки элементов для достижения определенной цели

Чарльз и Рей Имз Чарльз Имз (1907–1978) Рей Имз (1912–1988) – семейный и творческий союз американских дизайнеров

Кресло от Имз из формованного пластика

Дизайнер интерьеров Роберт Канер
использовал кресло от Имз из формованного пластика,
усиленного стекловолокном (разработано в 1948 г)
органично вписав его в современный интерьер San Marino Island House

3. Невредные советы

Приобретая кресло, следует помнить, что самый уютный предмет обстановки должен соответствовать общей концепции оформляемого пространства или быть по отношению к ней контрастным акцентом. Главное – не допустить перегруженности, ограничения свободы перемещения. Ещё один вопрос, на который следует ответить – какую роль в интерьере будет играть кресло: функциональную (то есть использоваться по прямому назначению) или декоративную (тогда всё, как в музее, сидеть нельзя, только любоваться и восхищаться издалека).

Факторы, влияющие на выбор «домашнего любимца»:

  • комфорт (эргономичность),
  • внешний вид,
  • долговечность,
  • мобильность,
  • устойчивость к загрязнению и негативным воздействиям окружающей среды,
  • простота в обслуживании.